СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 3 2 Сведения о программе, направленность. 4 3.Объем, сроки освоения программы, форма обучения. 5 4.Цель и задачи программы, планируемые результаты обучения, целевая аудитория. 5.Организационно-педагогические условия. 5 6. Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля. Текущий контроль: формы, периодичность, порядок. Промежуточная аттестация: формы, периодичность, порядок. Аттестация по итогам освоения программы. 10 7. Учебный план. 13 8. Календарный учебный график. Учебно-тематический план. 9. Содержание. 14 10. Оценочные материалы. 24 11. Методические материалы. 27 12. Информационные ресурсы и литература. 29 7 18 2 1. Пояснительная записка. Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Программа дополнительного образования составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, программы детский сад 2100 с учетом авторской программы «Оберег» Борониной. Программа «Оберег» предназначена для комплексного изучения фольклора в детском саду детьми от 5 до 7 лет с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством. Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы дает возможность детям в течении двух лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе. Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторении и периодичности событий. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: o Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; o «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155; o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам дошкольного образования»; o Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015г. Министерство образования и науки РФ. o Концепция развития допобразования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р. o Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ. o 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 36483 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; o 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (рзд.VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); o 6. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018г., протокол №3); o 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 2.Сведения о Программе, направленность. Уровень программы: ознакомительный. Возрастная категория: от 5 до 7 (8) лет. Форма обучения: очная. Данная программа рассчитана на работу с детьми 5-7 (8) лет с учётом возрастных особенностей детей. Язык реализации Программы: Государственный язык РФ- русский. Особенности реализации Программы. Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программылинейная последовательность освоения содержания в течении двух лет обучения в одной образовательной организации. Адресат программы: программа адресована детям от 5 до 7 (8) лет. Условия набора в группу: формирование групп по желанию воспитанников на основании Приказа заведующего по ДОУ, заявления и согласия с родителями (законными представителями) воспитанников. Условия формирования групп: одновозрастные, зачисление и дополнительный набор желающих на основании Приказа заведующего по ДОУ, заявления и согласия родителей (законных представителей) воспитанников. Состав группы: до 25 человек. Реализация права на предоставление документа об обучении- не предусмотрено. Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООПорганизация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям. Ежегодное обновление дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Задоринки» предусмотрено с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Программа реализуется на бюджетной основе. Направленность Программы: художественная. 4 3.Объем, сроки освоения программы, форма обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы- 72ч. Сроки освоения определяются содержанием программы и должны обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе, характеризуют продолжительность программы. Программа рассчитана на два года обучения. Срок реализации программы: 2 года -72ч (1 год- 36ч; 2 год-36ч.) 1-й год обучения: 36 часов в год; 2-й год обучения: 36 часов в год; Количество занятий: 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год (с учётом новогодних праздников). Продолжительность занятий - 1-й год обучения-25 минут, 2-й год обучения- 30 минут. Программа реализуется на бюджетной основе. 4.Цель и задачи программы, планируемые результаты обучения, целевая аудитория. Цель программы – приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа через фольклор и приобщение к историческим традициям Калужского края, воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. Задачи: Образовательные: Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками Калужского края; Формировать исполнительские навыки в области пения, музыки, движения; Учить понимать роль семьи, свое место в ней. Развивающие: Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей; Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора; Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления; Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей; Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав. Воспитательные: Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда; Воспитывать в детях толерантность; Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей$ формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры; развивать эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные способности; способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры; формировать целостное восприятие народной культуры. 5 Срок реализации программы: 2 года -72ч (1 год- 36ч; 2 год-36ч.) Особенности реализации программы. В программе представлены все пять традиционных видов музыкальной деятельности детей: слушание музыки, музыкальные движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра-драматизация. Акцентрируется внимание на взаимосвязи семьи и детского сада в организации процесса музыкального образования детей. Планируемые результаты освоения Программы. В результате реализации программы у детей: o Разовьются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; o Разовьется эмоциональная отзывчивость на произведения музыкального фольклора; o Сформируются: музыкальный слух, знания о народном календаре, о народных традициях и обрядах, о быте и укладе жизни наших предков, о видах музыкального фольклора; o Возникнет желание проявлять себя в исполнительской деятельности; o Дети будут способны реализовывать самостоятельную творческую деятельность. Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка- от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному, активному восприятию народной культуры. Рабочая программа реализуется на принципе образовательной интеграции со специалистами ДОУ. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, честности, уважение к старшим, забота о младших - заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом. Эта обогащающая роль традиционной народной культуры отражена в названии программы «Оберег». В словаре В.И. Даля «оберег» объясняется как средство от «сглазу, от огня, воды, змей падежа, порчи, болезни». Оно сродни слову «сберегатель», т.е. «охранитель» «защитник». «Оберег» употребляется и в значении «близ берега», держись «оберег». Это ли не добрый совет держаться ближе к родному берегу? Существующие учебные программы отводят фольклору незначительное место. Изучение музыкального фольклора в единой системе не планируется вообще. В результате, яркий художественный и воспитательный потенциал народной культуры остается невостребованным, хотя современная педагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений. Обучающие возможности фольклора огромны. Поэтому народное творчество должно стать основой начального воспитания детей, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры Целевая аудитория: от 5 до 7 (8) лет. 6 5.Организационно-педагогические условия. Принципы и подходы в организации рабочей программы. Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторении и периодичности событий. В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы: o принцип развивающего обучения; o принцип личностно-ориентированного общения; o принцип тематического планирования материала; o принцип наглядности; o -принцип последовательности; o Принцип занимательности; o Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Внедрение регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры, развивает интерес к малой родине Калужскому краю, знакомит с историческими и природными особенностями. Реализация регионального содержания осуществляется в четырех направлениях: природноклиматические особенности родного края, национально-культурные и исторические особенности края, ценностно-смысловая взаимосвязь поколений и символика края. Введение краеведческого фольклорного материала оказывает положительный эффект на развитие детей, способствует привлечению к участию в праздниках, конкурсах, народных праздниках. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми дополнительной программы Программа «Задоринки» имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека - его предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины. Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию народной культуры. Особенностью программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребенка. Кроме того фольклорные занятия естественно переплетаются с развитием речи ознакомлением с окружающим миром, физкультурой, изобразительной деятельностью и т.п. Программа состоит из двух разделов: 1.Народоведение (формирование мировоззрения). 2.Музыкальный фольклор (развитие способностей). Виды реализации программы. Формирование у детей устойчивого интереса к народным традициям, обрядам и развитие музыкальных и творческих способностей закрепляется через различные виды народного фольклора: o Пестушки- песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. o Потешки- игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). o Заклички- обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). o Приговорки- обращения к насекомым, птицам, животным. o Считалки- коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. 7 o Скороговорки и чистоговорки- незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. o Дразнилки- веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения. o Песни. o Народные игры с пением. o Игра на шумовых и народных музыкальных инструментах. o Прибаутки, шутки, перевертыши- забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. o Хороводы, пляски. Для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия: Соблюдение принципа свободы; Накопление впечатлений от восприятия искусства; Накопление опыта исполнительства (пение, игра на музыкальных инструментах); Развитие основных музыкальных способностей; Оснащение музыкального творчества как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами; Комплексный и интегрированный подход в ознакомлении дошкольников с народной культурой; Творческое самовыражение- создание условий для свободного общения со сверстниками и взрослыми. Формы организации работы с детьми. Формы и методы ознакомления с народной культурой: занятия познавательного цикла: ознакомление с новым материалом, включающих в себя беседы и демонстрацию, наблюдения, проведение народных праздников. Практические занятия: исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализацию. Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа. Результаты совместной деятельности могут использоваться во время праздников, развлечений, в Дни открытых дверей. Формы подведения итогов: o Занятия интегрированного типа; o Развлечения; o Театрализованные представления, концерты; o Календарные праздники; o Участие в конкурсах на различных уровнях; o Видео- и фотоматериалы, электронные презентации; o Отзывы родителей и педагогов ДОУ. Педагогические методы и приемы: -Объяснительно-иллюстративный: -Рассказ, объяснение, иллюстрирование, показ наглядных пособий; -Словесный: -Беседа, обсуждение, комментарии педагога, выступления детей. Поисково-исследовательский: Изучение истории народных традиций, поиск информации. Практико-ориентированный: 8 -Выполнение заданий, проявление актерского мастерства (индивидуально и в группах); -Анализ. Самооценка. Взаимодействие со специалистами и емьями воспитанников. Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ, которые принимают активное участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам. Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых результатов. Организация режима проведения кружковой работы. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для каждой возрастной группы различная и составляет: Первый год Дети 5-6 лет Старший 25 минут обучения дошкольный возраст Второй год Дети 6-7 лет Подготовительная к 30 минут обучения школе группа Организованная образовательная деятельность с детьми. Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Данная образовательная программа рассчитана на два учебных года. Проводится 36 занятий в год, 4 раза в месяц. Формы и методы ознакомления с народной культурой: занятия познавательного цикла: ознакомление с новым материалом, включающих в себя беседы и демонстрацию, наблюдения, проведение народных праздников. Практические занятия: исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализацию. Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа. Результаты совместной деятельности могут использоваться во время праздников, развлечений, в Дни открытых дверей Формы и методы ознакомления с народной культурой: занятия познавательного цикла: ознакомление с новым материалом, включающих в себя беседы и демонстрацию, наблюдения, проведение народных праздников. Практические занятия: исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализацию. Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа. Результаты совместной деятельности могут использоваться во время праздников, развлечений, в Дни открытых дверей. Каждое занятие включает: 1.Вводную часть. Музыкально-ритмические движения (5 минут). Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в народных плясках, играх, хороводах. 2. Основная часть. Народоведение. Музыкальный фольклор (10 минут). 3.Народоведение: Рассказ о событиях, связанных с датой народного календаря. Цель: дать детям сведения о датах народного календаря, познакомить с бытом и укладом жизни. Музыкальный фольклор: Слушание. Большое значение на занятии уделяется слушанию и записи народных песенных образцов. 9 Цель: развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж. Пение. Разучивание и пение колыбельных, лирических, плясовых, хороводных песен. Перед пением обязательное распевание (пропевание гласных), пение распевок. Основной принцип: «Поем, как говорим», звонко, естественно, без напряжения. Цель: развивать вокальные задатки ребенка, вырабатывать точное интонирование и речевой посыл звука (народная манера пения. Отрабатывать певческие навыки (светлый звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание ,экономная артикуляция, исполнение песен на «улыбке»). В основную часть занятий включаются элементы народной хореографии (хороводы, пляски, народные танцы), направленные на развитие координации движений и обучение народным танцам. В ходе занятия дети импровизируют на народных музыкальных инструментах. 1. Заключительная часть (5 минут). Музыкально-фольклорная игра. Цель: развить индивидуальные качества личности ребенка, способность к творческому самовыражению, путем исполнения в музыкально-фольклорных играх ролей различных персонажей. 6. Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля. Текущий контроль: формы, периодичность, порядок. Промежуточная аттестация: формы, периодичность, порядок. Аттестация по итогам освоения программы Целевые ориентиры. Формы выявления эффективности педагогических действий по реализации Программы (используются только для построения дальнейшей образовательной траектории каждого дошкольника): Диагностические (наблюдение, опрос во время занятия, беседы, проверка выученных ролей, танцевальных движений, музыкальных партий, использование музыкальных дидактических игр). Мониторинг. Мониторинг уровня развития детей в музыкальном фольклоре. Диагностика выделенных показателей в форме фронтальных исследований при выполнении детьми специально разработанные заданий. В системе мониторинга лежат следующие принципы: -оценка строится в основном на анализе реального поведения ребенка; Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в ходе режимных моментов, в процессе непосредственной образовательной деятельности). Мониторинг основывается на анализе целевых ориентиров возможного развития дошкольников. Проводится на основе наблюдений за проявлениями детей в процессе восприятия, исполнительской и творческой деятельности, анализа продуктов детских видов исполнительской и творческой деятельности, игровых заданий, бесед-обсуждений. Уровни овладения детьми народным музыкальным фольклором. 1.Наличие элементарных знаний о народных традициях. 2. Знание народных инструментов. 3. Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки и т.д.). 4Багаж народных игр. 5. Формирование певческих навыков. 6. Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора. 10 7. Художественно творческое развитие. Ожидаемые результаты реализации Программы по возрастам: 5-6 лет: Участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни. Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту. Слышать и правильно интонировать в пределах октавы. Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Святки, Масленица, Пасха). Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки). Владеть более сложными приемами игры на ложках, играть в оркестре. Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещетки, балалайка) и различать их по звучанию. Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные жвижения: «Улитка», «Ручеек», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске. Оказывать помощь сверстникам и взрослым; Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками. Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Проявлять внимание и заботу к близким. Передавать полученные знания малышам. 6-7 лет: Показ сценок любым видом театра, уметь импровизировать. Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора; С желанием участвовать в любом виде деятельности; Знать традиции и обычаи Родного края., понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом. Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни. Петь открытым звуком с четкой артикуляцией; Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «капуста», «Ниточка с иголочкой». Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень). Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Передавать полученный опыт малышам. Взаимодействие со специалистами и родителями воспитанников: Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ, которые принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помогают при изготовлении атрибутов, костюмов и декораций к праздникам, участвуют в качестве персонажей. Аттестация позволяет определить эффективность работы по реализации дополнительной общеразвивающей программе. Для этого выбраны следующие формы аттестации: o Занятия интегрированного типа; o Развлечения; o Театрализованные представления, концерты; o Календарные праздники; o Участие в конкурсах на различных уровнях; 11 o Видео- и фотоматериалы, электронные презентации; o Отзывы родителей и педагогов ДОУ. Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, а также промежуточную и итоговую аттестацию. Виды контроля: Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование, наблюдение. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Итоговая аттестация проводится в конце обучения. Формы и содержание итоговой аттестации: опрос, беседа, наблюдение, создание образовательных ситуаций. Сведения об осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации, формы, периодичность и порядок проведения. Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у воспитанников, чтобы выяснить насколько ребенок готов к освоению данной программы. Мониторинг включает в себя: первичную диагностику; промежуточную диагностику (по мере необходимости) и итоговую диагностику (в конце каждого учебного года). Для осуществления мониторинга используются различные формы контроля. Все данные заносятся в специальные таблицы, а далее, в сводную таблицу (по каждому ребёнку и группе). Результаты диагностик вносятся в личные портфолио детей и позволяют определять «зону ближайшего развития» для каждого ребёнка индивидуально, а также, выстраивать или корректировать перспективы дальнейшей работы с детьми. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено. Формы подведения итогов и контроль за деятельностью детей, осуществляются посредством: -Наблюдений за работой детей на занятиях -Наблюдений за самостоятельной деятельность; -Совместной проектной деятельности детей и педагога, или детей и родителей -Участия в занятиях интегрированного типа; развлечениях; театрализованных представлениях, концертах; календарных праздниках; участие в конкурсах на различных уровнях. Оценочные материалы имеют непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. 12 Задания, используемые в оценочных материалах, соответствуют уровню программы, осваиваемому ребенком (принцип соответствия). Оценочные задания спроектированы таким образом, чтобы результат их выполнения, сложившийся наличный уровень развития участника сравнивался с его же предшествующим уровнем. Формы подведения итогов: o Занятия интегрированного типа; o Развлечения; o Театрализованные представления, концерты; o Календарные праздники; o Участие в конкурсах на различных уровнях; o Видео- и фотоматериалы, электронные презентации; o Отзывы родителей и педагогов ДОУ. 7. Учебный план. Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Данная образовательная программа рассчитана на два учебных года. Проводится 36 занятий в год, 4 раза в месяц. 7. Учебный план - 1-ый год обучения, 2-й год обучения. Месяцы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Недели 1-я неделя 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2-я неделя 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3-я неделя 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4-я неделя 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Обучение по индивидуальному учебному плану- в том числе ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы- не предусмотрено. Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет: Первый год Дети 5-6 лет Старший 25 минут обучения дошкольный возраст Второй год Дети 6-7 лет Подготовительная к 30 минут обучения школе группа 13 8. Календарный учебный график. Год обучения Дата Дата (уровень) начала окончания занятий занятий 1-й год обучения 01 31 мая сентября 2022г. 2022г. 2-й год обучения 01 31 мая сентября 2023г. 2023г. 3-й год обучения 01 31 мая сентября 2024г. 2024г. Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 36 Количество Режим учебных занятий часов 36ч 1 раз в неделю 36 36 36 1 раз в неделю 36 36 36 1 раз в неделю Формы и методы ознакомления с народной культурой: занятия познавательного цикла: ознакомление с новым материалом, включающих в себя беседы и демонстрацию, наблюдения, проведение народных праздников. Практические занятия: исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализацию. Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа. Результаты совместной деятельности могут использоваться во время праздников, развлечений, в Дни открытых дверей. Взаимодействие со специалистами и родителями воспитанников: Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ, которые принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помогают при изготовлении атрибутов, костюмов и декораций к праздникам, участвуют в качестве персонажей. Учебно-тематический план. Раздел «Народоведение» раскрывается тремя темами: 1.Народный календарь, народные обычаи и обряды. Дети знакомятся с народным календарем, народными обычаями и обрядами. 2.Быт, уклад жизни. Дети узнают о русской избе, народном костюме, о русских традициях. Становятся участниками ярмарки, посиделок и т.д. 3.Жанры литературного фольклора. С детьми разучиваются пословицы и поговорки о народном быте, жилище. Былины, сказки, заклички, сказки о труде, пробуждении природы. Раздел «Музыкальный фольклор» отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка: 1.Слушание-восприятие. Дети знакомятся с народными песнями родного края. 2.Пение. С детьми разучиваются народные песни, в т.ч. Калужского края. 3.Народная хореография. Дети осваивают хороводы, пляски и танцы. 4.Музыкально-фольклорные игры. С детьми разучиваются музыкально фольклорные игры. 5.Игра на народных инструментах. 14 Дети играют и импровизируют на трещотках, бубне, ложках, свистульках. 6.Народный театр. Дети принимают участие в народных праздниках. В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребенок погружается в мир народной музыки, календарных праздников. Старший дошкольный возраст - (5-7лет) -активный этап освоения фольклора. Программа рассчитана на два года (по усмотрению педагога), построена с учетом возрастных особенностей ребенка и тесно взаимосвязана со всем учебно-воспитательным и оздоровительным комплексом занятий в дошкольном учреждении. Учебно-тематический план работы с детьми 5-6 лет. Кол-во часов Тема занятия Теор.часть Практ.часть 1.«Ягодный пирог» 10 мин. 15 мин. 2. «Гармошечка-говорушечка» 5 мин. 20мин. 3.«Ах, капустка моя». 10 мин. 15 мин. 2. «Всякому делу своя пора» 10 мин. 15 мин. 3. «Закружись, наш хоровод!» 5 мин. 20 мин. 4. «Хлеб- всему голова» 10 мин. 15 мин. 5. «В гости к Осени!»- праздник. 5 мин. 20 мин. 6. «Сказка в гости к нам пришла»- представление для 5 мин. 20 мин. малышей. 7. «Кузьминки» 10 мин. 15 мин. 8. «Добро делать спешить надобно». 10 мин. 15 мин. 9. «Матушка родимая, матушка любимая!»- 5 мин. 20 мин. развлечение с мамами. 10. «Здравствуй, зимушка- зима!» 5 мин. 20 мин. 11. «Ходит сон по лавочке»- посиделки. 5 мин. 20 мин. 12. «Зимняя карусель». 5 мин. 20 мин. 13. «Новый год у ворот»- праздник. 5 мин. 20 мин. 14. «На пороге- коляда». 10 мин. 15 мин. 15. «Святки»- развлечение. 5 мин. 20 мин. 16. «Праздник валенка» 5 мин. 20 мин. 17. «Веселые частушки» 5 мин. 20 мин. 18. «Богатыри»- развлечение с папами. 5 мин. 20 мин. 19. «Смех и веселье» 5 мин. 20 мин. 20. «Блины русские» 10 мин. 15 мин. 21. «Масленица- шумная, звонкая, яркая!» 5 мин. 20 мин. 22. «Семья в куче, не страшна и туча». 5 мин. 20 мин. 23. «Василиса-краса» 5 мин. 20 мин. 24. «Прялица» 10 мин. 15 мин. 25. «Чудеса- кудеса» 5 мин. 20 мин. 26. «Птицы летите, весну несите» 10 мин. 15 мин. 27. «Сороки» 5 мин. 20 мин. 28. «Пасхальное яичко»- сказка для малышей. 5 мин. 20 мин. 29. «Весну привечаем- игры затеваем» 5 мин. 20 мин. 30. «Дорога не ешка, дорога потешка» 5 мин. 20 мин. 15 31. «Русская песня» 32. «Встреча у околицы»- концерт для родителей. 33. Резерв. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. Учебно-тематический план работы с детьми 6-7 лет. Ко-во часов. Теор. часть. Практ. часть. 1.«Труд и наука- брат и сестра». 10 мин. 20 мин. 2. «В гостях у сказки»- инсценировка для детей 5 мин. 25 мин. младшей группы. 3.«А у наших у ворот всегда хоровод». 5 мин. 25 мин 4.«Листопадничек»- интегрированное занятие. 10 мин. 20 мин. 5. «Осенние посиделки» -развлечение. 5 мин. 25 мин 6. «Покров- покроет землю, где снежком, где ледком». 10 мин. 20 мин. 7.»Как у нашей Дуни». 5 мин. 25 мин 8. «Октябрь- свадебник». 5 мин. 25 мин 9. «Сказка в гости к нам пришла!»- представление для 5 мин. 25 мин средней группы. 10. «Кузьма- Демьян». 5 мин. 25 мин 11. «Этот удивительный театр»- занятие с родителями. 5 мин. 25 мин 12. «Матушка родимая, матушка любимая!»- 5 мин. 25 мин развлечение с мамами. 13. «Зимушка- сударушка» 10 мин. 20 мин. 14. «Эх, шуба да кафтан!» 5 мин. 25 мин 15. «Спиридон-Солнцеворот»-театр для средней 5 мин. 25 мин группы. 16. «Новый год у ворот!»- праздник. 5 мин. 25 мин 17. «На пороге- коляда» 5 мин. 25 мин 18. «Святочные вечера»- развлечение. 5 мин. 25 мин 19. «Праздник валенка». 5 мин. 25 мин 20. «В гостях у домового». 5 мин. 25 мин 21. «Игры молодецкие»- с папами. 5 мин. 25 мин 22. «Без песен мир тесен»-развлечение. 5 мин. 25 мин 23. «Ждем весну». 10 мин. 20 мин. 24. «Как на масленой неделе». 5 мин. 25 мин 25. «Марья- искусница»- занятие с мамами. 5 мин. 25 мин 26. «Сорок птах». 10 мин. 20 мин. 27. «Птицы летите, весну несите». 5 мин. 25 мин 28. «Дуйте в дудки…» 5 мин. 25 мин 29. «Красна речь поговоркою» 10 мин. 20 мин. 30. «Верба-вербочка» 5 мин. 25 мин 31. «Пасхальный перезвон». 10 мин. 20 мин. 32. «Весну встречаем- игры затеваем». 10 мин. 20 мин. 33. «Приходите в гости к нам»- концерт для детей и 5 мин. 25 мин. взрослых. 34-36 Резерв. 5 мин. 25 мин. Тема занятия. Организация предметно-пространственной развивающей среды. 16 -Комплекты деревянных русских народных инструментов. -Образцы прикладного искусства и народного промысла: Гжель, Хохлома, Городец, Хлудневские игрушки и т.д. -Презентации (предметы старинного русского быта: стол, лавки, самовары, прялка, кухонная утварь, печь и т.д.). -Сценарии православных и календарных русских народных праздников. -Художественное оформление, декорации, атрибуты к фольклорным праздникам. -Фольклорные детские и взрослые костюмы. Репертуар: русские народные песни, игры, танцы, хороводы и т.д. 9. Содержание. Программа содержит обширный этнографический и музыкальный материал, направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций. Углубляет сведения о народном календаре (к примеру, сентябрь: 1 сентября - «Фекла собирает свеклу», 7 сентября - «Тит последний гриб растит», 8 сентября -«Рябинные осенины», 13 сентября «Киприан» (уборка моркови, картофеля), 14 сентября - «Симеон» (выметают и «хоронят» мух и тараканов, чтоб пропали), 21 сентября - «Вторая встреча осени - осенины», 27 сентября -«Воздвиженье» (птицы в лет двинулись). Осень-время свадеб. Разговор о свадьбе, ее этапах: сватовство, девичник, приезд жениха, благословение, свадебный пир. Обряды для ребенка -это, прежде всего встреча со сказкой. Зимний святочный обряд (христославие и вертеп, рождество и колядование, ряжение, встреча старого нового года и посевание, крещение и гадание) естественно переходит в рассказы о домовых и разной нечисти, а затем детям читают сказки: волшебные, кумулятивные и о животных. Былины о богатырях, исторические песни, тема Отечества и его защиты предлагается для изучения на следующем этапе. Причем (особенно весной) больше внимания уделяется региональному фольклорному материалу, указать на связь культурных традиций местности с культурой Отечества, показать специфику этих традиций. Последний этап программы посвящается знакомству с музыкальным и искусствоведческим материалом различных регионов России, выявлению их специфики и единства. Курский танок, белгородский карагод, северный хоровод и т.д. - вехи одной единой богатой русской культуры. В работе с детьми старшего дошкольного возраста серьезное внимание уделяется детскому пению, подразумевающему выработку певческих навыков (светлый, «полетный» звук, точное интонирование, мягкая атака звука правильное дыхание, экономная артикуляция). Специфика народно-песенного исполнительства подразумевает овладение навыками передачи эмоционально-образного содержания песни, приобретении умения импровизации на народных музыкальных инструментах. Сентябрь, октябрь, ноябрь Раздел 1. Тема 1. Народный календарь, народные обычаи и обряды. Встреча осени, осенины, «дождинки», обряд «последнего снопа». Сведения о «приметных деньках» народного календаря. Тема 2. Быт, уклад жизни. Русская свадьба: сватовство, девичник, приезд, жениха, благословение, венчание, свадебный пир. Тема 3. Жанры фольклора. Дожиночные песни. Свадебные песни лирические, венчальные, корильные, плач невесты. Волшебные сказки. Раздел 2. 17 Тема 1. Слушание. «Как у Ванюшки» (свадебная), «Ой, да ты, родимая моя мамонька» (плач невесты), «Жито пожали», (дожиночная), «Комара женить мы будем» (шуточная). Тема 2. Пение. «Мышка, мышка» (считалка), «Осень на порог» (приговор на распев), «Уйди туча грозовая» (жнивная), «Уж, мы шили ковер» (протяжная), «На горе, горе» (свадебная, орнаментальный хоровод), «Во горенке, во ново (свадебная, плясовая). Тема 3. Народная хореография. «Сею, вею росу» - свадебная (орнаментальный хоровод - «косынка»). Пляска «Во горенке, во новой». Тема 4. Музыкально-фольклорные игры. «Осень-осень» (осенинная), «Ход царь» (игровой хоровод), «Сиди, сиди, Яша» (хороводная игра) Тема 5. Игра на народных инструментах. Трещотки, бубен, ложки. Декабрь, январь, февраль Раздел 1. Тема 1. Народный календарь, народные обычаи и обряды. Зимний святочный обряд: посиделки, гадание, ряжение, колядование, встреча старого нового года, посевание. Масленица (название и традиции дней масленичной недели) Тема 2. Региональный материал. Тема 3. Жанры фольклора. Предания, легенда о Московии. Исторические песни. Былины. Сказки, былички о нечисти. Раздел 2. Тема 1. Слушание. «Сею, вею, посеваю» (посевальная), «Колечко мое» (гадание), «Как у Ваньки кудри» (колядка), «Ой, ты, речка, речка быстра» (историческая песня), «Былина о Евпатии Коловрате». Тема 2. Пение. «Мы ходили-походили по проулочкам», «Колядки, колядки (колядка, Моск. обл.), «Зимушка-сударушка» (плясовая, Моск. обл.), «Ой, вставала я ранешенько» (масленичная, Моск. обл.), «Из-за леса, из-за гор» (строевая, солдатская), «Ходит сон по лавочке» (колыбельная). Тема 3. Народная хореография. «Ой, сад во дворе» (кадриль), бытовые танцы (полька, краковяк и др.). Тема 4. Музыкально-фольклорные игры. «Дударь», «Коршун», «Курилка», «Пряничная доска». Тема 5. Игра на народных инструментах. Трещотки, бубен, «коробочка», ветряк и др. Март, апрель, май Раздел 1. Тема 1. Народный календарь, народные обычаи и обряды. Пост. Постовые традиции. Весенние обряды: встреча весны, встреча птиц (Сороки), Пасха, Красная горка, Егорий, Вьюношный обряд. Тема 2. Быт, уклад жизни. Земледелие, охота, рыболовство. Тема 3. Жанры фольклора. Заклички, голосянки, считалки. Сказки о труде пробуждении природы. Духовные стихи. Раздел 2. Тема 1. Слушание. «И к нам весна пришла», «Выходи, вьюница, на крыльцо» (волочебная, Яросл. обл.), «Вербохлест» (Моск. обл.), «Баю, баю, баюшки, жил мужик на краюшке» (колыбельная), «Как по морюшку» (духовный стих Смол. обл.). Тема 2. Пение. «Благослови, мати, весну заклинати» (заклинка говорком Моск. обл.), «Вот уж зимушка проходит», «Ау, ау, аукаем» (веснянка), «Был у матушки 12 дочерей» (шуточная, Моск. обл.), «Как во поле калина» (плясовая, Моск. обл.), «Ой вы, ветры» (орнаментальный хоровод «Богородица» (духовный стих Моск. обл.). Тема 3. Народная хореография. «Вью, вью я капустоньку» (орнаментальный хоровод), «У нас по кругу» (игровой хоровод), «Во поле березонька стояла» (хоровод, «ручеек»). 18 Тема 4. Музыкально-фольклорные игры. «Вербочка» (Моск. обл.), «А мы просо сеяли», «Золотые ворота». Тема 5. Игра на народных инструментах. Ложки, простейшая гармонь. Июнь, июль, август Раздел 1. Тема 1. Народный календарь, народные обычаи и обряды. Летние обряды запирания весны и встреча лета - Семик и Троица. Кумление, «завивание» березки, русалки, Иван Купала, Петров день. Тема 2. Жанры фольклора. Предания о природе, ее растительной силе и ее обитателях. Раздел 2. Тема 1. Слушание. «Как Иван да Марья» (купальская, Моск. обл.), «Ты, собачка, не плачь» (колыбельная), «Во лузях» (плясовая, Орл. обл.), «Вдоль по травке» (Север). Тема 2. Пение. «Лето рясно в рубахе красной» (приговор на распев), «Ты коси, моя коса» (лирическая), «Купала, купала» (Смол, обл.), «Петровска рать» (Костр. обл.), «Ой, жали, мы жали» (жнивная, Моск. обл.), «Ковано, бушевано колесо» (плясовая, Белгород) Тема 3. Народная хореография. «Во кузне» (орнаментальный хоровод), «Да вдоль по морю» (орнаментальный хоровод, Брянск). Тема 4. Музыкально-игровой фольклор. «Воробей», «Кострома», «Гори, гори ясно». Тема 5. Игра на народных инструментах. Свистульки, дудочки, трещотки, бубен и др. Основная форма работы с детьми: Тематическая организованная образовательная деятельность, ООД интегрированного типа. Формы подведения итогов: ООД интегрированного типа; Развлечения; Театрализованные представления, концерты; Календарные праздники; Видео- и фотоматериалы, презентации; Отзывы родителей, педагогов ДОУ. Традиционно игра на народных музыкальных инструментах привлекала мальчиков. И это не случайно, ведь издавна лучшими гармонистами, гуслярами, рожечниками были мужчины. Женщины в основном играли на кугиклах, трещотках, иногда - балалайках. Начинать обучать игре на народных музыкальных инструментах надо как можно раньше. В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки: свистульки, жужжалки, погремки. Кроме того, существовал ряд так называемых инструментов «одного дня»: свистульки из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали сами. Отрадно, что на селе до сих пор взрослые, чаше всего дедушки, мастерят для внуков свистки из липы с горошиной внутри («для перелива»), простейшие жалейки из деревьев и кустарников с мягкой серединой, берестяные рога. Игра на подобных, с точки зрения музыкантов, примитивных инструментах - не просто забава для детей: «Переливчатое .... курлыканье свистулек, наподобие птичьего, вряд ли стоит считать наигрышем. И, тем не менее, это все-таки музыка....По весне ребята со свистульками как бы сбивались в стайки, которые располагались одна поодаль от другой. Затевали перекличку, подражая птичьему гомону,... Звукоподражание не обязывает детей к четкости пальцевых движений, но это хорошая тренировка к восхождению к музыкальному наигрышу». 19 Дети постарше осваивали игру на балалайке, гуслях, рожке, свирели, гармонях. В качестве музыкальных инструментов с успехом использовали предметы быта - коса, стиральная доска, ухват, печная заслонка, самоварная труба, расческа. Вера в обереговое значение звуков, выполнение ими определенных функций в обряде нередко диктовали применение тех или иных предметов в роли инструментов. Так, предметы домашнего обихода зачастую звучали в репертуаре ряженых (на Рождество, Масленицу, семик). Звон колокольчика и ширгунка, звук пастушьего рожка призваны были отгонять нечистую силу. Трели свистулек по весне, исполняемые шустрыми детишками, должны были привлечь птиц, а с ними и тепло. Существовали целые праздники, посвященные магии звука, где особо ценилось мастерство переливчатой игры (например, вятский праздник «Свистунья»). Детям дошкольного возраста наиболее доступны шумовые, ударные инструменты: различные варианты игры на двух ложках (индивидуально- на трех), трещотках, бубне, рубеле, колокольчиках, пастушьей доске, коробочке, ветряке, колотушке и др. Интересные сведения о народном инструментарии можно почерпнуть из словаря В.И.Даля. Например, трещотка - «снарядец для стуку, бряку, да пуганья птиц в садах». Инструмент несложен в изготовлении и освоении, украшается лентами, бубенцами, бумажными цветами. «Погремушка, гремушка, побрякушка, гремок, погремок - детская игрушка разного вида, которая стучит, гремит». Погремушки делались из бересты дерева, рыбьего пузыря, гусиного или утиного горла с горохом. На Руси традиционно любили звон колокольчиков и бубенчиков. Их прикрепляли к детской погремушке, бубну, гармошке, к дуге и уздечке (трензелю) лошади. Звон бубенцов нес радость и оберегал от напастей сглаза. Форма и размеры их были разнообразны (например, бухарь - большой колокольчик, размером с кулак). А какое разнообразие в названиях «балабончик, гремок, погремок, громышок, колоколец, гормотунчик, глухарь, ширкунок, ширкунец, ширкунчик» (В.И.Даль). Детям очень нравится инструмент, который называется «дрова». Он представляет собой ряд скрепленных между собой расколотых пополам (в длину) деревянных чурочек и по звучанию напоминает ксилофон. Вот как интересно пишут авторы сборника «Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах» о малоизвестном инструменте - пастуший барабан (барабанка): «Барабанка представляет собой обыкновенную деревянную доску прямоугольной формы со слегка скошенными или закругленными верхними углами. Размеры и конфигурация досок различны. При помощи веревок или ремня инструмент подвешивают на шею на уровне груди и ударяют по нему двумя деревянными палочками. Барабанка используется не только в качестве сигнального (наигрыши на выгон скота, на его сбор) и шумового (отпугивание зверей от стада) инструмента. Нередки случаи, когда под дроби барабанки отплясывают, поют частушки. Барабанку можно сделать самостоятельно. Из доски длиной 500 м шириной 250 мм, толщиной 60 мм вырезается полукруг. В его торце, отступив от верхней поверхности на 10 мм, выдалбливается несквозная щель длиной около 300 мм, глубиной до 150 мм и шириной 12-14 мм. Инструментальное сопровождение народных песен должно быть тщательно продумано педагогом. Часто оно бывает слишком шумным, что не оправдано для данного жанра. Шумовые инструменты желательно применять в плясовых, некоторых величальных и хороводных песнях, в частушках. Обычно песни сдержанные пелись чаще всего без аккомпанемента. В обучении игре на тех или иных народных музыкальных инструментах необходимо опираться на традиции региона. В каждой местности существуют свои варианты музыкальных инструментов, различаются приемы игры на них. Самый верный вариант - отыскать знатоков народной традиции и кропотливо учиться у них. 20 Народный театр Фольклорный театр - часть народной культуры, проявляющийся в различных формах, действо которого чаще всего происходит в период праздников календарных (Святки, Масленица, Вознесение, Пасха, Троица, Ярилки, Покров и др.), семейных (именины, крестины, свадьба и др.) обрядов. Практически все действа фольклорного театра связаны с древним культом плодородия, имеют свою тему, идею, круг образов и следуют определенной схеме в раскрытии сюжета. Участие детей в этом театре - не случайное явление. В форме игры, развлечения продолжается непрерывный процесс обучения, передачи опыта и коллективной памяти, и все наделено глубоким смыслом. Так, дети непременные участники обхода дворов с пением особых песенок. Это происходит на Святки, на Масленицу, средокрестие (среда в середине Великого поста), на Егорий (6 мая - первый выгон скота), Троицу и др. Этих песен ждут, так как верят в особую силу детских пожеланий, а угроз боятся. Детей принято было награждать особым печеньем. Это - «козули» на Святки, «жаворонки» на Сороки, «кресты» на средокрестие, «лестницы» на Вознесение, блины на Масленицу, кулич на Пасху, кусочек каравая из зерна нового урожая на осенины и т.д. Дети, как правило, начинают обряд. Их малый возраст ассоциируется с началом, утром какого-либо события. Так, с первым масленым блином дети отправляются скакать на кочерге по огороду, они первые встречают Масленицу у околицы, т.е. дети выполняют функции зачинщиков, зазывальщиков на важных народных праздниках. Особенно много детской обрядовости в весеннее время. На Сороки – 22 марта и Благовещение - 7 апреля дети вместе с женщинами особыми песенками-закличками призывают птиц, кличут весну. Они целый день бегают, высоко подбрасывая или насадив на длинный шест испеченных «тетерок», «куликов». 17 апреля в день Иосифа-песнопевца дети встречают журавлей, подражая их голосам. В народном календаре существуют дни, специально посвященные детям, 21 января на Емельяна-перезимника принято угощать кума с кумой (крестных отцов и матерей), что, по мнению крестьян, приносит здоровье детям. Вечером старики рассказывают сказки, взрослые, старшие братья и сестры загадывают малышам загадки и шуточные вопросы. День Ефима-Сирина (10 февраля) связан с домовым, поэтому основное занятие ублажить, накормить домового. В этот день детям много рассказывают о нечистой силе. 14 сентября - праздник мальчиков 2-4 лет. Это день стрижки и сажания коня. Стрижка производится обычно крестным и знаменует вступление ребенка в иную возрастную категорию. Сажая ребенка на коня, отец как бы символически приобщает сына к мужскому труду. 14 декабря на Наума - грамотника в старину отдавали детей учится. В этот день особые почести - учителю. Подобные «приметные» дни знаменуют собой этапы, вехи жизненного пути ребенка, семьи, общины. В заложенной внутри них традиционной символике совершаемых действий, произнесении слов, использовании различных предметов содержатся основы социализации ребенка, передачи ему духовного опыта из поколения в поколение. Специфика подобных действ - в их педагогической направленности, практически невозможно выделить, где же здесь театр, лицедейство, а где реальная жизнь. Все теснейшим образом взаимосвязано и взаимообусловлено, и направлено на решение важнейшей задачи - воспитание и научение ребенка, становление его как самостоятельной личности и члена общины. Несколько иной характер (скорее обереговый) носит один из самых ярких элементов народного театра - ряжение. Рядились на Святки, Масленицу, Семик русалий (четверг перед Троицей), Петров день. Зафиксированы случаи осеннего ряжения - на Сергия (Сергей-капустник - 8 октября) Кузьму (Кузьма-Демьян - 14 ноября). 21 Традиционные герои ряжения - медведь, журавль, коза, конь, старик, старуха, цыгане, барин, солдат, кузнец, реже - Баба Яга, леший, черт, домовой. Одеваются ряженые, «кто во что горазд», лишь бы посмешнее и пострашнее было. Но есть общие закономерности - вывороченная наизнанку шуба, всякие лохмотья, балахон (белый или из суровья). Предпочтительные цвета - черный, белый, красный. Основным языком ряженых считают хореографию. «У ряженых поплясать да поскакать - главное дело». В основном - сочетание «угловатых движений» с «карикатурными прыжками». Медведь кувыркается и пляшет цыганочку, утрированно копирует, как девицы в зеркало смотрятся, бабы за водой и др. Одет в вывороченную шубу. Коза ритмично хлопает своей деревяшкой (подвижной частью маски, изображающей челюсть), приплясывая около медведя. Журавль важно выступает, пытается клюнуть зрителей. Одет в вывороченную шубу, из рукава торчит кочерга (голова). Конь скачет, брыкается, смешно падает. Часто его изображали двое (один в полный рост, другой - согнувшись, держит первого за талию). Прикрыт конь половиком или мешком. У коня и медведя есть поводырь, чаще всего одетый стариком. Домовой вылезает из подполья, гоняется за детьми. Характерный атрибут практически всех костюмов - обилие колокольчиков. Ряженые в основном пляшут и поют. Если говорят, то голос изменяют (пищат, рычат, скрипят). Все направлено на то, чтобы не быть узнанными. Характерный репертуар ряженых - пляски (например, барыня, кадриль, частушки, плясовые песни). Важное значение имеет шумовое оформление действа. Типичной музыкой ряженых является невообразимый шум. Это звон, лязг, грохот, треск, стук скрежет импровизированных инструментов: печные заслонки, железные ведра, ложки, палки, сковородки и т.п. По народным поверьям «наряженки» - выходцы с того света, духи. Отсюда в обряде такое обильное использование старых и вывороченных наизнанку вещей. Духам дается возможность вволю порезвиться, а потом их выгоняют подальше. В этом обереговая функция самого действа. Одним из интересных элементов народной культуры был традиционный кукольный театр: вертеп, «Петрушка». Вертеп - «зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым ходят на Святках, представляя события и обстоятельства рождения Иисуса Христа» (В.И.Даль) Слово «вертеп» означает «пещера». Нередко именно дети на Святки ходили с вертепом, разыгрывая на куклах библейскую драму о появлении на свет Иисуса Христа, о желании царя Ирода убить его, приказав для этого уничтожить всех младенцев города Вифлеема, О Смерти, унесшей за грехи жестокого царя в ад. Известен вариант совместного со взрослыми разыгрывания вертепа. Дети в таком случае «либо пели сопровождающие спектакль стихи, либо являлись непременными зрителями: считалось, что дети должны обязательно присутствовать на представлении вертепа, и для маленьких зрителей это оказывалось одним из самых ярких и желанных событий двух ярмарочных недель». В яркой, красочной форме ребенок получал серьезный нравственный урок. Характерно то, что спектакль, практически без изменений игравшийся ежегодно, воспринимался детьми каждый раз как бы заново, подводя их к более серьезному осмыслению глубоких нравственных принципов. Спектакль, имеющий многовековую историю, актуален и сегодня. Ведь проблема самопожертвования, с одной стороны, и злодеяние с другой, извечна. Не менее популярен непременный участник всех ярмарок и многих воскресных гуляний - Петрушка. 22 «Петрушка - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке» (В.И. Даль). Кукольная комедия «Петрушка» (ее другое название - «Игра») имела несколько (57) типичных сцен с постоянными персонажами: Петрушка, его жена, цыган, немец, квартальный, доктор и собака. Пьеса, как правило строилась на диалоге Петрушки и Музыканта. Петрушечный театр практически всегда сопровождал шарманщик или балалаечник. Его задача была обеспечить помимо музыкального сопровождения и перевод шуток, острот неунывающего Петрушки, нарочито верещащего. Мастера-петрушечники использовали для этого специальный пищик, который держали во рту. Жизнерадостный характер Петрушки, чувство юмора, умение из любой ситуации, построенной на импровизации, выйти «сухим из воды» сделала Петрушку любимым персонажем и детей, и взрослых. Особенно он близок детям, так как его черты поведения понятны и радуют детей. Он постоянно активен, подвижен, любит проказничать, смеяться постоянно что-то выдумывает. Театр кукол напрямую связан с весельем и смехом. Это некая единая народная культура, где смех как бы раскрывает «вторую правду» о существующем мире и одновременно является оберегом и средством вечного возрождения. В работе с детьми особенно актуальна проблема оживания игрушки. Ребенок дарит ей свое тепло и нежность, с ней делится самым сокровенным. По большому счету, игрушка воспитывает ребенка. Игрушке ребенок доверяет иногда больше, чем взрослому. И правы педагоги, увидевшие в ней посредника между миром взрослых и детей. Пестушки, потешки, сказки, прибаутки, песенки, разыгранные с помощью кукольного (а точнее сказать, игрушечного) театра, обретают особую притягательность для ребенка. Подобный репертуар, разученный детьми постарше, не должен оставаться только их собственным достоянием. Это прекрасный способ доставить радость другим, младшим детям. Фантазия народа в создании различных вариантов кукольного театра и по сей день просто удивительна. Можно встретить театр, где актерами являются деревянные ложки, кружки, варежки... Кукол лепят, вяжут, выпиливают, свивают, склеивают и т.д. Начинается театр с простейшей детской игры. Слияние игры жизни и есть театр. 10. Оценочные материалы. Оценочные материалы имеют непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. Задания, используемые в оценочных материалах, соответствуют уровню программы, осваиваемому ребенком (принцип соответствия). Оценочные задания спроектированы таким образом, чтобы результат их выполнения, сложившийся наличный уровень развития участника сравнивался с его же предшествующим уровнем. Показатели Эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора. Уровни Баллы У ребенка отмечается яркое эмоционально оценочное 4 балла отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание. У ребенка имеется эмоционально оценочное отношение 3 балла к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи 23 взрослого. У ребенка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные). У ребенка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на не музыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия). Наличие Ребенок отлично отвечает на вопрос муз. Руководителя о элементарных народном празднике (по желанию ребенка), а также знаний о ребенок без помощи взрослого сам рассказывает о народных празднике и традиции выбранных им самим народном традициях. празднике). Ребенок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные). Ребенок различает праздники и традиции с опорой на не музыкальные компоненты (используется зрительная наглядность) Формирование Ребенок самостоятельно быстро и правильно певческих воспроизводит незнакомую мелодию (по усмотрению навыков муз. руководителя). Ребенок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи. Багаж народных Ребенок отлично знает несколько народных игр, игр. называет их без помощи взрослого (3-4 игры). Ребенок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесной помощи взрослого (2-3 игры). Ребенок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (показ действий к игре или название игры (1-2 игры). Владение Знание перечисленных жанров малого фольклора (5-6) основами Знание перечисленных жанров малого фольклора (4-5) малого Знание перечисленных жанров малого фольклора (3-4) фольклора (потешки, считалки, поговорки). Знание русских Ребенок отлично различает тембровые свойства народных музыкального звучания русских народных инструментов инструментов (по усмотрению муз. руководителя). Ребенок хорошо различает тембровые отношения русских музыкальных инструментов после словесной помощи характеризующей звучание инструментов. Ребенок различает тембровые свойства музыкальных инструментов после оказания ему моторной помощи (предлагается поиграть ребенку на инструменте и дается 2 балла 1 балл 4 балла 3 балла 2 балла 4 балла 2 балла 4 балла 3 балла 2 балла 4 балла 3 балла 2 балла 4 балла 3 балла 2 балла 24 характеристика особенности звучания). Художественно- Ребенок свободно сочиняет или исполняет оригинальную 4 балла творческое песню или танец («свою» песню или танец). развитие Ребенок сочиняет и исполняет песню или танец после 3 балла словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь). Ребенок сочиняет и исполняет песню или танец после 2 балла оказания моторной помощи (предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз. руководителем.) Уровень развития музыкальности ребенка определяется суммой развития семи основных показателей , деленных на общее количество показателей- 7. Итоговый показатель уровня развития музыкальности ребенка рассчитывается по формуле: Уровень музыкального развития =1+2+3+4+5+6+7 :7 1.Наличие элементарных знаний о народных традициях. 2. Знание народных инструментов. 3. Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки и т.д.). 4Багаж народных игр. 5. Формирование певческих навыков. 6. Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора. 7. Художественно творческое развитие. Примерные нормы оценки уровня владения детьми русским музыкальным фольклором (в баллах) Уровни Итоговые показатели (в баллах) Оптимальный 3,5-4 Высокий 2,5-3,5 Средний 1,5-2,5 Описательная характеристика уровней владения русским народным фольклором ребенка дошкольного возраста. Оптимальный уровень владения народным музыкальным фольклором 3,5-4 балла. Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно дает жанровую характеристику музыкальных произведений, отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью. Высокий уровень владения народным музыкальным фольклором 2,5-3,5- баллов. У ребенка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоциональнооценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать ее. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью. Средний уровень владения народным музыкальным фольклором, 1,5-2,5 баллов. 25 У ребенка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать ее. Определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторную помощь. 11. Методические материалы. Боронина Е. Г Бударина Т.А Радынова О.П. Дерябина О.В., Черданцева Н.Т. Программа «Оберег» (комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду». Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарнообрядовых праздников Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей. Справочник музыкального руководителя Народная игра- забава, радость, красота: репертуарно-методический сборник, г. Москва, Гуманитарный издательский центр, 2003г г. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2008г. 2012г., №6, с.4-9. Барнаул, БГПК, 2009г Методические указания. Обучение музыкальному фольклору опирается на такие виды деятельности детей, как: исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность. Но педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью фольклорной импровизацией, включающей помимо поиска игровых и танцевальных движений создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры. Большое внимание отводится непосредственному восприятию фольклора слушание в записи народных песенных образцов, направленных на развитие активного восприятия музыки, формирующих эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа. Задачи музыкально-образовательной деятельности - дать элементарные музыкально-теоретические сведения, способствовать проявлению музыкального вкуса. Освоение традиционной народной культуры невозможно и без использования наглядного материала (предметы быта, фотографии иллюстрации), просмотра видеосъемок, организации встреч с носителями народной культуры. Музыкальный фольклор-явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти проблеме освоения различных видов искусств ребенком. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации являющейся сутью фольклорной традиции. Освоение фольклорной импровизации - важная ступень, ведущая к глубокому постижению этого вида искусства. 26 Обучение музыкальному фольклору носит живой, неформальный характер. «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению», - отмечал Л.С.Выготский. Фольклор - традиция изустная. Погружение ребенка в атмосферу живого, идущего от сердца слова, позволит перейти на иной уровень коммуникации между детьми и взрослыми. Педагогика творчества - одна из главных движущих сил педагогического процесса, в котором большую роль может оказать игра. Разнообразие фольклорных традиционных игр, существующих практически на все случаи жизни, позволяет значительно активизировать процесс воспитания фольклора. Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни. Освоение фольклора-это и изучение местных народных традиций. Региональный материал следует включать во все разделы программы (по усмотрению педагога). 12.Информационные ресурсы и литература. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2010 Конвенция ООН о правах ребенка (от 20.11.1989 г.) [Электронный режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 24.07.2015): Москва: Проспект, 2013 Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html. Концепция развития дополнительного образования детей. (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanieСанитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3.172 -14 Постановление от 4 июля 2014 г. №41 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/#ixzz5ZxldKJBu Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ N 996-р от 29.05.2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie- dok.html 27 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки российской федерации N 09-3242 от 18 ноября 2015 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://new.ecobiocentre.ru/upload/main/proektirovanieprogramm.pdf Боронина Е. Г. Программа «Оберег» (комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду». г. Москва, Гуманитарный издательский центр, 2003г. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Г. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2008г. Радынова О.П. Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей. Справочник музыкального руководителя, 2012г., №6 ,с.4-9. Дерябина О.В., Черданцева Н.Т. Народная игра- забава, радость, красота: репертуарнометодический сборник, Барнаул, БГПК, 2009г. 28