СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1.Пояснительная записка. 1.2.Цель и задачи программы. 1.3.Учебный план. 1.4.Содержание программы. 1.5.Планируемые результаты. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1. Календарно-тематический план. 2.2. Условия реализации программы. 2.3. Формы аттестации. 2.4. Контрольно-оценочные материалы. 2.5. Методическое обеспечение. 2.6. Рабочая программа. 2.7. Список литературы. 2 3 3 5 6 6 7 7 7 9 9 11 12 12 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1. Пояснительная записка. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" В.А.Сухомлинский. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками. Развивать творчество детей можно различными способами, в том числе используя природный и бросовой материалы. Эти материалы настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха; особую радость доставляет детям видеть результат своего труда. Для формирования устойчивого интереса к творчеству (изготовлению поделок) использую в своей работе устное народное творчество: загадки, потешки, считалки, пословицы, поговорки, создающие богатую почву для размышления, вдохновения, воздействующие на ум и чувства ребенка. Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей художественной направленности, очной формы обучения, сроком реализации- 2 мес., для детей 6-7(8) лет, стартового уровня освоения. Проект программы составлен в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11 2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (рзд.VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года»;; 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 3 9.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». 10. Устав учреждения. Локальные нормативные акты учреждения. Актуальность данной программы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. На занятиях решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе; В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников. Новизна данной программы заключается в том, что она направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность. Программа- модифицированная. Направленность Программы: художественная. Особенности возрастной группы. Обучение рассчитано на детей 6-7(8) лет. Уровень освоения программы- стартовый. Объем программы- 16 часов. Срок освоения программы: 2 месяца (16 часов). Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятий- 30 минут. Язык реализации Программы: Государственный язык РФ- русский. 4 Особенности реализации Программы. Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы- линейная последовательность освоения содержания в течении 16 часов обучения в одной образовательной организации. Условия реализации программы: Условия набора в группу: формирование групп по желанию воспитанников на основании заявления родителей (законных представителей) воспитанников. Условия формирования групп: одновозрастные, допускается дополнительный набор желающих на основании заявления родителей (законных представителей) воспитанников. Состав групп: 12-15 чел. Реализация права на предоставление документа об обучении- не предусмотрено. Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООПорганизация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям. (Категории детей с ОВЗ: дети с ТНР (5.1., 5.2., 5.3.). Ежегодное обновление дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Веселая мастерская» предусмотрено с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Сроки освоения определяются содержанием программы и должны обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе, характеризуют продолжительность программы. Количество занятий: 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 16 занятий – продолжительность всего стартового уровня. Форма обучения: очная. 1.2. Цель и задачи программы. Для успешного развития творческих способностей детей в МДОУ «Муниципальный детский сад» «Сказка» был создан кружок «Веселая мастерская». Цель: создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей, воображения, творческого мышления помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Задачи: Обучающие: -познакомить детей с разными техниками рукоделия, обучение приемам пользования простейшими инструментами, умению планировать порядок рабочих операций; приемам работы с различными материалами; приемам и технологии изготовления композиций; -расширение знаний о видах и свойствах различных материалов; Развивающие: - Развить у дошкольников художественный вкус, воображение, творческое мышление; - Обогащать и расширять художественный опыт; - Развивать целенаправленную деятельность, умение постоянно контролировать свою работу и стремление к созидательной активности; Воспитательные: -воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству, к природе. - воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, ее результату; - Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству. 5 1.3. Учебный план. Разделы Темы занятий (блоки) Папье-маше Мозаика из семян, круп. Тестопластика Лепка из глины Бумажная филигрань Декупаж Оригами Разноцветные лоскутки Итого: Тарелочка Собачка Кол-во занятий Формы контроля Теоретические Практические 0,5 1,5 0,5 1,5 Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений Смешарики Конь или птичка 0,5 0,5 1,5 1,5 Мотивы Гжели 0,5 1,5 Поделка своими руками Веселые зверята 0,5 1,5 0,5 1,5 Бабочка, солнышко, травка, облака. 0,5 1,5 4 12 Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком сделанных работ. Обучение по индивидуальному учебному плану- в том числе ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы- не предусмотрено. 1.4. Содержание программы. Тема «Папье-маше» 2ч. Теория: технология изготовления поделки. Практика: изготовление тарелочки. Текущий контроль осуществляется в процессе учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений Тема: «Мозаика из семян, круп. 2 ч. Теория: понятие «мозаика», технология изготовления поделки. Практика: изготовление поделки «Собачка». Текущий контроль осуществляется в процессе учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений Тема: «Бумажная филигрань.» 2ч. Теория: понятие «Филигрань», технология изготовления поделки. Практика: изготовление поделки «Мотивы Гжели». Текущий контроль осуществляется в процессе учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений Тема: «Тестопластика» 2ч. Теория: способ приготовления соленого теста, хранение, сушка изделий, роспись изделий. Практика: Лепка из соленого теста «Смешарики». Пальчиковая игра «Смешарики». 6 Текущий контроль осуществляется в процессе учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений Тема: «Лепка из глины» 2ч. Теория: особенности лепки из глины, свойства глины, приемы лепки, технология изготовления поделки. Практика: изготовление поделки «Конь или птичка». Текущий контроль осуществляется в процессе учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений Тема: «Оригами» 2ч. Теория: понятие «оригами», технология изготовление поделки. Практика: изготовление поделки «Веселые зверята». Текущий контроль осуществляется в процессе учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений Тема: «Декупаж» 2ч. Теория: понятие «декупаж», технология изготовления поделки. Практика: изготовление поделки. Текущий контроль осуществляется в процессе учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений Тема: «Разноцветные лоскутки» 2ч. Теория: рассматривание коллекции тканей «Такие разные ткани», технология изготовления поделки. Практика: изготовление поделки. Текущий контроль осуществляется в процессе учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком сделанных работ. 1.5. Планируемые результаты. В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций умение постоянно контролировать свою работу умение пользоваться простейшими инструментами знание видов и свойств различного материала знание основных видов работ с разным материалом владение приемами изготовления несложных поделок умение красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку правил общения, правил безопасности труда, правил личной гигиены. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. Организационно-педагогические условия. Данная программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста с учётом возрастных особенностей детей. Обеспечение образовательных прав и обязанностей обучающихся- выполнение учебного плана, посещение предусмотренных учебным планом занятий, выполнение заданий, 7 данных педагогам в рамках организованной образовательной деятельности в соответствии с расписанием и в рамках образовательной программы. Формирование расписания занятий для наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся- расписание составлено в соответствии с: -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (рзд.VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); с учетом пожеланий воспитанников, родителей (законных представителей) обучающихся и возрастных особенностей обучающихся. Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации образовательной программы: организационные формы обучения. Занятия проводятся по группам. Группа формируется из обучающихся одного возраста. Состав группы обучающихся: дети 6-7(8) лет. Формы организации образовательного процесса -в соответствии с учебным планом в группах обучающихся одного возраста. Организация и проведение массовых мероприятий, создание необходимых условийитоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме выставок работ. 2.2. Условия реализации программы. Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материально-техническая база. Материально-техническое оснащение: Наличие: Учебного помещения, соответствующего требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилами (Постановление Главного государственного врача РФ от 28.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»). Наглядное обеспечение. Дидактический и раздаточный дидактический материал. Оформленный информационный уголок для обучающихся. Фотоматериалы, выполненных творческих работ Материалы для творческой и самостоятельной работы детей. Материал, используемый в работе с детьми 1 Название работы Мозаика из семян, круп 2 Лепка из глины 3 4 Тестопластика Веселые лоскутки 5 Декупаж, папье-маше. Используемый материал Крупы (рис, пшено, гречка); Семена (арбуза, дыни) Клей; цветной картон Гуашь. Иллюстрации и картинки дымковской игрушки, глина, стеки, подставка для работы с глиной, стаканчик с водой, салфетки, краски. Мука, доски для лепки, стеки, салфетки, гуашь. Кусочки ткани, трафарет, ножницы, салфетки, краски, клей. Клей, бумага, салфетка, кисточка для клея. 8 6 Оригами. Цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей, фломастеры или цветные карандаши. Кадровое обеспечение: Алексеева А.А., Чернова А.Г.- руководители кружка. 2.3. Формы аттестации. Аттестация позволяет определить эффективность работы по реализации дополнительной общеразвивающей программы. Для этого выбрана следующая форма аттестации: творческая работа, выставка, конкурс, отчетные выставки, открытые занятия. Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Виды контроля: Вводный контроль (первичная диагностика) проводится для определения уровня подготовки обучающихся. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком сделанных работ. Формы и содержание итоговой аттестации: выставка. Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у воспитанников, чтобы выяснить насколько ребенок готов к освоению данной программы. Педагогический мониторинг освоения воспитанниками программного материала. Все данные заносятся в специальные таблицы, а далее, в сводную таблицу (по каждому ребёнку и подгруппе). Результаты диагностик вносятся в личные портфолио детей и позволяют определять «зону ближайшего развития» для каждого ребёнка индивидуально, а также, выстраивать или корректировать перспективы дальнейшей работы с детьми, по развитию творческих способностей. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено. Форма аттестации: выставка. Оценочные материалы имеют непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. Задания, используемые в оценочных материалах, соответствуют уровню программы, осваиваемому ребенком (принцип соответствия). Оценочные задания спроектированы таким образом, чтобы результат их выполнения, сложившийся наличный уровень развития участника сравнивался с его же предшествующим уровнем. 2.4. Контрольно-оценочные материалы. Мониторинг уровня развития мелкой моторики Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность. Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы: - беседы; - специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование); 9 - самостоятельная продуктивная деятельность детей; - изготовление поделок. Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. № п/п Задания, вопросы Используемый материал при выполнении задания Знания, умения, навыки сформированы Не сформированы на стадии формирования Знает и называет не менее 34 видов материала и свойств Знает и называет не менее 5 видов материала и свойств 1 Узнай и назови вид материала и его свойства Небольшие детали или фрагменты бумаги, материала, глина, соленое тесто, бросового и природного материалов Знает и называет не менее 6 видов материала и 5 свойств 2 Овладение приемами работы с материалами Ножницы, клей, стека. Владеет 7 приемами (режет, склеивает, скрепляет, измеряет, закручивает, сворачивает) 3 Развитие конструированных способностей и художественного вкуса Природный, бросовый и вспомогательный материал Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает ее Работает только с помощью воспитателя Пытается самостоятельно работать, но нуждается в помощи 4 Мелкая моторика рук Мелкие вспомогательные детали, мозаика Прочно скрепляет детали самостоятельно Работает только с помощью воспитателя Пытается скреплять самостоятельно или с помощью Владеет 4-5 приемами Владеет 6-7 приемами Критерии качества освоения ребенком ручного труда 1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка. 2. Владеет приемами работы с различными материалами. 3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. 4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки. 5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы. 6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки. 7. Выполняет работу по замыслу. 8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей. 9. Использует в работе разные способы ручного труда. Сформирован - В. 10 На стадии формирования – С. Не сформирован – Н. 2.5. Методическое обеспечение. Основные методы и приемы работы Частично-поисковый – основной метод работы с детьми при реализации проекта. Он направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности, заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности с привлечением воображения и памяти. Метод проблемного моделирования направлен на активизацию творческого воображения, поиск нестандартных решений. Игры и игровые приемы – создают непринужденную обстановку. Увлекательная техника – изготовление поделок из цветной бумаги, при использовании этой техники у детей развивается эстетический вкус и мелкая моторика. Для изготовления картин можно использовать крупы, семена, скорлупу от кедровых орехов, чешуйки от кедровых шишек. Крупы белого цвета легко окрашиваются в разные цвета. Много радости детям доставляют аппликации из семян клена, косточек разных фруктов и ягод, бисера, яичной скорлупы, атласной ленты. Простота и декоративность радует детей, придает занятиям творческую направленность. Коллективная реализация проекта помогает детям создавать интересные, красочные композиции, поделки. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам. Проведение занятий: -Развивает уверенность в своих силах; -Развивает пространственное мышление; -Учит детей свободно выражать свой замысел; -Побуждает детей к творческим поискам и решениям; -Учит детей работать с разнообразным материалом; -Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; -Чувство фактурности и объёмности; -Развивает мелкую моторику рук; -Развивает творческие способности, воображение -Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Способствует развитию у ребёнка: -Мелкой моторики рук и тактильного восприятия; -Внимания и усидчивости; -Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: -игра, которая является основным видом деятельности детей; -сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; -просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; -музыкальное сопровождение. 11 Каждая из этих техник -это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. 2.6. Рабочая программа составляется ежегодно и выносится в отдельный документ. 2.7. Список литературы. Литература для педагога. • • • • Дубровская Н.В. «Аппликация из крупы, семян и косточек» , Издательство «АСТМ» Издательская серия «Подарок своими руками», 2017г.; Перевертень Г.И. «Мозаика из круп и семян», Издательство «Полиграфиздат УДК 372», 2011г.: Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань», Издательство «АЙРИС-пресс», 2013г.; Мини-энциклопедия «Оригами», Издательство «Bestiary. Вильнюс»: 2012.-64с. Сайты, использованные для разработки и организации образовательного процесса: ped-kopilka.ru›blogs…klas…smeshariki…iz…testa.html 12