Содержание 1.Пояснительная записка. 2. Сведения о программе, направленность. 3.Объем, сроки освоения программы, форма обучения. 4.Цель и задачи программы, планируемые результаты обучения, целевая аудитория. 5.Организационно-педагогические условия. 6. Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля. 7. Учебный план. 8. Календарный учебный график. 9. Содержание. 10. Оценочные материалы. 11. Методические материалы. 12. Информационные ресурсы и литература. 3 3 5 5 7 8 9 9 10 12 14 15 1. Пояснительная записка. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности – с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Лепка тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (глиной, пластилином, тестом), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребёнок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в лепке свои мысли, впечатления от окружающего мира. У детей развитие наглядно – образного мышления происходит в процессе обучения. Перед началом лепки дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Лепка тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определённое отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушать и выполнить задание, доводить начатую работу до конца. Ребенок приучается быть активным в наблюдении и выполнении работы. В процессе лепки у дошкольников воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих поделок и поделок товарищей. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг к другу. Актуальность данной программы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной как для развития мелкой моторики, так и для творческого развития способностей детей. На занятиях по лепке решаются задачи всестороннего развития детей. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев. Данная программа направлена на развитие у детей мелкой моторики, творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. 2. Сведения о программе, направленность. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативно -правовыми документами: 2 • • • • • • • • • • • • • • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (рзд.VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018г., протокол №3); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 г. №412 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172—14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций дополнительного образования детей»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015г. Министерство образования и науки РФ. Концепция развития допобразования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». Данная программа рассчитана на работу с детьми 3 - 4 лет с учётом возрастных особенностей детей. Направленность Программы: художественно-эстетическая. Язык реализации Программы: Государственный язык РФ - русский. 3 Особенности реализации Программы. Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы. Адресат программы: программа адресована детям от 3 до 4 лет. Условия набора в группу: формирование групп по желанию воспитанников на основании Приказа заведующего по ДОУ, заявления и согласия с родителями (законными представителями) воспитанников. Условия формирования групп: одновозрастные, зачисление и дополнительный набор желающих на основании Приказа заведующего по ДОУ, заявления и согласия родителей (законных представителей) воспитанников. Состав группы: до 20 человек. Реализация права на предоставление документа об обучении- не предусмотрено. Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООП- организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям. 3.Объем, сроки освоения программы, форма обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы- 36ч. Сроки освоения определяются содержанием программы и должны обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе, характеризуют продолжительность программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Срок реализации программы: 1 год- 36ч. Количество занятий: 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год (с учётом новогодних праздников). Продолжительность занятия - 15 минут. Возрастная категория: от 3 до 4 лет. Состав группы: 20 человек. Форма обучения: очная. Программа реализуется на бюджетной основе. 4.Цель и задачи дополнительной образовательной общеразвивающей программы, планируемые результаты обучения, целевая аудитория. Цель и задачи программы. Для успешного развития творческих способностей детей в МДОУ «Муниципальный детский сад» «Сказка» был создан кружок «Пластилиновый мир». Цель: создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей, воображения, творческого мышления помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Задачи: Обучающие: -познакомить детей с разными техниками лепки, - обучение приемам пользования простейшими инструментами, умению планировать порядок рабочих операций; приемам и технологии изготовления композиций; 4 -расширение знаний о видах и свойствах пластилина; Развивающие: - Развивать у дошкольников художественный вкус, воображение, творческое мышление; - Обогащать и расширять художественный опыт; - Развивать целенаправленную деятельность, умение постоянно контролировать свою работу и стремление к созидательной активности; - Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. Воспитательные: -воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству. - воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, ее результату; - Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству. Планируемые результаты освоения Программы. При успешном освоении Программы во 2 младших группах планируется достижение следующих результатов. Ожидаемые результаты: -У ребёнка развит интерес к творческой деятельности; -Усвоены основные приёмы работы с пластилином; -Мелкая моторика развита на достаточном уровне; - Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца. 5.Организационно-педагогические условия. При организации этапов реализации кружковой программы учитывается принцип интеграции образовательных областей (физическое развитие, познавательное и речевое развитие, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, при решении проблемных ситуаций, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Образовательная деятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется фронтально, по подгруппам или индивидуально. Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в 5 зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей. Формы работы: - индивидуальная - групповая - подгрупповая. Дидактический материал 1. Аудиозаписи 2. Использование образцов (муляжи, игрушки, макеты) 3. Использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации книг и др.) Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала. Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: - несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе. - Плохо убирается с поверхностей предметов. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям: - Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком). - На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук. - После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом. - В процессе занятия требуется выполнять физкультурные минутки. 6. Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля. Текущий контроль: формы, периодичность, порядок. 6 Промежуточная аттестация: формы, периодичность, порядок. Аттестация по итогам освоения программы. Аттестация позволяет определить эффективность работы по реализации дополнительной общеразвивающей программе. Для этого выбрана следующая форма аттестации: творческая работа, выставка, конкурс, отчетные выставки, открытые занятия. Формы аттестации. Аттестация позволяет определить эффективность работы по реализации дополнительной общеразвивающей программы. Для этого выбрана следующая форма аттестации: проведение выставок. Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Виды контроля: Вводный контроль (первичная диагностика) проводится для определения уровня подготовки обучающихся. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком сделанных работ. Формы и содержание итоговой аттестации: выставка. Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у воспитанников, чтобы выяснить насколько ребенок готов к освоению данной программы. Педагогический мониторинг освоения воспитанниками программного материала. Все данные заносятся в специальные таблицы, а далее, в сводную таблицу (по каждому ребёнку и подгруппе). Результаты диагностик вносятся в личные портфолио детей и позволяют определять «зону ближайшего развития» для каждого ребёнка индивидуально, а также, выстраивать или корректировать перспективы дальнейшей работы с детьми, по развитию творческих способностей. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено. Форма аттестации: выставка. Оценочные материалы имеют непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. Задания, используемые в оценочных материалах, соответствуют уровню программы, осваиваемому ребенком (принцип соответствия). Оценочные задания спроектированы таким образом, чтобы результат их выполнения, сложившийся наличный уровень развития участника сравнивался с его же предшествующим уровнем. 7 7. Учебный план. Месяцы Сентябрь Недели 1-я неделя 1 2-я неделя 1 3-я неделя 1 4-я неделя 1 Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Обучение по индивидуальному учебному плану- в том числе ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы- не предусмотрено. 8. Календарный учебный график. Дата начала занятий: 2 сентября 2024г. Дата окончания занятий: 30 мая 2025г. Количество учебных недель: 36. Количество учебных дней: 36. Количество учебных часов: 36 ч. Режим занятий: 1 раз в неделю. 9. Содержание Содержание образовательной деятельности по освоению дополнительной образовательной программы в области художественно-эстетического развития «Пластилиновый мир». Формы организации работы с детьми: - индивидуальная; - групповая. Взаимодействие с семьями воспитанников. - выступление на родительские собраниях по вопросам реализации дополнительной общеразвивающей программы; -Консультации и беседы; -Информационные стенды, папки-передвижки. Организация режима занятий по программе кружка «Пластилиновый мир». 8 При реализации Программы максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю. Это 4 занятия в месяц и 36 занятий в год с сентября по май. В начале сентября и в конце мая проводится диагностика и тестирование занимающихся. Общая продолжительность занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПин составляет: -2 младшая группа - 15 минут. Количество воспитанников в группе - 20 человек. Увеличение количества детей в группе не рекомендовано, так как программа требует постоянного внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку. Организованная образовательная деятельность с детьми строится с учетом следующих методических требований: Структура занятий: Вводная часть 1. Сюрпризный момент. 2. Постановка учебно-игровой задачи. Основная часть 1. Обследование предмета перед лепкой. 2. Объяснение, показ приемов лепки. 3. Самостоятельная работа. Заключительная часть 1. Анализ детских работ. 2. Подведение итогов занятия. Выполнение санитарно-гигиенических требований: Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении. -Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения. Подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей. Учет психофизиологических и эмоционально-личностных особенностей детей: -Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста; Соответствие упражнений двигательным возможностям детей; Учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, эмоциональное состояние и др.); -Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности; Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрено освоение следующих здоровьесберегающих технологий: 9 o Корригирующая, ритмическая, логоритмическая гимнастика. o Динамические и оздоровительные паузы. o Релаксационные упражнения. o Хороводы, различные виды игр. o Занимательные разминки. o Различные виды массажа. o Пальчиковая гимнастика. o Дыхательная гимнастика. Перспективное планирование кружковой деятельности по лепке «Пластилиновый мир» во 2 младшей группе. месяц неделя сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май тема «Стручок гороха» «Гусеница» «Зернышки для курочки Рябы» «Яблоки для ежика» «Мухомор» «Пирожки для куклы Кати» «Яичница-глазунья на сковородке» «Пирамидка» «Ежик» «Рыбки в аквариуме» «Светофор» «Яблоки на тарелке» «Веселые снеговички» «Укрась шапочку» «Укрась рукавичку» «Шарики для елочки» «Красные ягодки для снегиря» «Елочка для котят» «Леденцы на палочке для Маши» «Карандаши» «Веселая улитка» «Украсим тарелку» «Кактусы» «Заборчик для лошадки» «Веточка мимозы» «Бусы в подарок мамочке» «Витамины в баночке» «Божья коровка» «Виноград» «Лучок» «Куличи для кукол» «Травка для коровушки» «Весенняя березка» «Цветы на лугу» «Дождик» количество занятий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 4 неделя «Грибы для ежика» 1 10. Оценочные материалы. Педагогическая диагностика по определению уровня усвоения программы (2 младшая группа) всего баллов уровень аккуратность представ ления о способах лепки прием соединения двух частей прием сплющивания шара соединение в кольцо навыки, умения раскатывание круговыми движениями ФИ ребенка раскатывание прямыми движениями № п/ п итого Низкий уровень (1 балл) 1.испытывает трудности в раскатывании пластилина прямыми движениями рук 2.умение не сформировано (концы не соединяет между собой) Средний уровень (2 балла) 1.раскатывает пластилин между ладонями рук, но чувствует некоторую неуверенность 2.умение сформировано, но концы соединяет плохо, внахлест 3. испытывает трудности в раскатывании 3. раскатывает пластилин между ладонями рук, но Уровень выше среднего (3 балла) 1.раскатывает пластилин одним из способов (только между ладонями или на дощечке) 2.не обращает внимание на качество присоединения концов палочки 3.раскатывает пластилин (глину) круговыми Высокий уровень(4 балла) 1.раскатывает пластилин двумя способами, действия уверенные, самостоятельные 2.готовая работа выглядит аккуратно, концы соединены, прижаты 3.уверенно и без особых усилий создает форму 11 пластилина круговыми движениями рук 4.не выполняет прием сплющивания (раздавливает кусок на доске и т.п.) 5.не владеет приемом соединения двух деталей друг с другом 6.не поддерживает свое рабочее место в чистоте, работает не аккуратно 7.может не знать, как вылепить отдельные предметы (из предложенных вариантов нет представлений о выполнении 2 предметов) готовый предмет не совсем напоминает шар 4.при выполнении работы может выполнять прием сплющивания шара на доске(нет четкого владения навыком сплющивания между ладоней) 5.соединяет детали не прочно движениями, при этом поверхность шара не гладкая 4.сплющивает шар, сминая его между двумя ладонями, форма диска при этом может иметь рваные края похожую на шар с гладкой поверхностью 4.уверенно сплющивает шар, диск с ровными краями 5.соединение частей прочное, но не аккуратное 5.прочно и аккуратно соединяет детали 6.при напоминании взрослого поддерживает свое рабочее место в порядке, дощечкой почти не пользуется 6.не всегда показывает навык аккуратной работы, забывает про дощечку, может работать на столе 7.может не знать, как выполнить соединение частей или не иметь представлений об одном из способов лепки. 7.представления имеются, но в поведении может чувствоваться неуверенность 6.сформирован навык аккуратного пользования пластилином (глиной), рабочее место сравнительно чище сверстников 7.уверенно выполняет работу на все предложенные темы, знает несколько приемов лепки одной и той же формы(раскатывание между ладонями, на доске) Обработка результатов: От 7до 10-низкий уровень От 11 до 17 – средний уровень От 18 до 24 – уровень выше среднего От 25 до 28- высокий уровень. 11. Методические материалы. Выполнение санитарно-гигиенических требований: - Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении. -Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. - Подбор заданий должен соответствовать возрастным особенностям детей. Учет психофизиологических и эмоционально-личностных особенностей детей: 12 -Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста; - Учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, эмоциональное состояние и др.); -Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности; Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрено освоение следующих здоровьесберегающих технологий: o Динамические и оздоровительные паузы. o Релаксационные упражнения. o Занимательные разминки. o Пальчиковая гимнастика. o Дыхательная гимнастика. 12. Информационные ресурсы и литература. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2010 Конвенция ООН о правах ребенка (от 20.11.1989 г.) [Электронный режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 24.07.2015): Москва: Проспект, 2013 Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html. Концепция развития дополнительного образования детей. (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanieСанитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3.172 -14 Постановление от 4 июля 2014 г. №41 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/#ixzz5ZxldKJBu Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ N 996-р от 29.05.2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie- dok.html Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки российской федерации N 09-3242 от 18 ноября 2015 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://new.ecobiocentre.ru/upload/main/proektirovanieprogramm.pdf 13 Письмо Министерства образования и науки российской федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. №061844. 14