Средства обучения и воспитания дошкольников в ДОУ. В МДОУ «Муниципальный детский сад «Сказка» в каждой из 25 групп созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей. В групповых помещениях комфортно, организованы специальные зоны для различных видов деятельности детей. В каждой группе есть игровая комната, спальня, раздевалка, санузел, умывальник. Группы оборудованы: Младшие группы столами, стульями, мольбертами, магнитно-маркерной доской, игровым оборудованием для сюжетно-ролевых игр, различными видами театра, игрушками, магнитофоном, сидипроигрывателем, художественной литературой для детей, настольно-печатными играми. Средние группы столами, стульями, шкафами, игровым оборудованием для сюжетно-ролевых игр, различными видами театра, музыкальным центром, настольно-печатными играми, мольбертами, наглядно-дидактическим материалом, игрушками, настольно- печатными играми. Старшие группы столами, стульями, шкафами, игровым оборудованием для сюжетно -ролевых игр, мольбертами, наглядно дидактическими материалами, магнитофонами, раздаточными карточками, художественной и справочной литературой, различными видами театра, игрушками, настольно - печатными играми. Подготовительные к столами, стульями, шкафами, игровым оборудованием для школе группы сюжетно - ролевых игр, различными видами театра, игрушками, конструктором, магнитно - маркерной доской, мольбертом, настольно - печатными играми, наглядно дидактическим материалом, художественной и справочной литературой, плакатами. Для освоения основной общеобразовательной программы по всем образовательным областям имеется достаточное количество дидактических и развивающих игр, пособий, игрушек, оборудования в соответствии с современными требованиями. Оформление развивающей предметно-пространственной среды отвечает эстетическим требованиям, привлекательно для детей, побуждает их к активному действию. Группы разделены на небольшие пространства – так называемые Уголки. Количество и организация уголков варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Специальное оборудование для уголков Уголок Оборудование Уголок Кукольная мебель для комнаты и кухни; атрибуты для игры в «Дом», сюжетно«Магазин», «Парикмахерская», «Больница», куклы, игрушечные дикие ролевых игр и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); одежда для ряжения. Уголок театрализации Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); театр драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы. Книжный уголок Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д. Уголок по Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные развитию речи картинки и др.; книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; «Чудесный мешочек» с различными предметами. Материалы по сенсорике и математике Уголок дидактических 1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с игр элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. 2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания. 3. наборное полотно, магнитная доска. 4. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал 5. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета. 6. Блоки 7. Палочки 8. Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета). 9. Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.). 10. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей). 11. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали). Материалы по развитию речи и познавательной деятельности. 1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. 2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.). 3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). 4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения). 5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей). 6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой). 7. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания. Уголок Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с конструирования разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки, шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке; природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами, кисть, клей. Мольберт; Уголок изодеятельности наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина, доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги; школьные мелки для рисования на доске и асфальте. Природный 3–4 растения с крупными листьями, хорошо различимым стеблем, ярко уголок и долго цветущие; календарь природы, картинки с различимыми сезонными признаками; кукла в сезонной одежде и обуви; макеты овощей и фруктов; природный материал в контейнерах (каштаны, жёлуди, шишки, сухие листья); дидактические игры природоведческого содержания, соответствующие возрасту детей («Кто это?», «Найди и назови», «Сложи картинку»); предметные картинки с изображением животных, растений, явлений природы; инструменты для ухода за растениями, лейки, губки для вытирания пыли с листьев, которыми пользуется воспитатель, по возможности привлекая к труду детей. Оборудование для экспериментирования и опытов: растворимые и нерастворимые в воде материалы (песок, глина, соль, сахар, крупы); Уголок безопасности Физкультурный уголок предметы, которые плавают и тонут (камни, ракушки, бумага, жёлуди, сухие листья); увеличительные стёкла, магниты. Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, транспорт; макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; небольшие игрушки (фигурки людей, животных). Дидактические игры «Огонь – друг, огонь – враг», «Вредные и полезные продукты», «Где живут витамины?», «Соберём в лесу грибы», «Найди правильный выход из опасной ситуации», «Найди ядовитые растения», «Как устроен мой организм», «Правила здорового образа жизни» Художественная литература на тему безопасного поведения. Тематические альбомы. Набор разноцветных кеглей с мячом, обручи, скакалки, коврики массажные, кольцеброс, султанчики, флажки разноцветные, гантели пластмассовые. Тематические альбомы о летних и зимних видах спорта Дидактические игры Физкультурный зал. В нашем детском саду созданы необходимые условия для полноценной двигательной активности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, развития физических качеств и способностей. Физкультурный зал располагает следующим оборудованием: мячи 3-х размеров, обручи 2-х размеров, гимнастические скамейки, маты, стенка шведская, дуги для подлезания, тоннель для лазания, набивные мячи, гимнастические палки, кегли, щиты баскетбольные навесные, щиты для метания в цель, мешочки с песком, скакалки, атрибуты к подвижным играм, нестандартное физкультурное оборудование. Музыкальный зал. В детском саду большой светлый музыкальный зал, в котором проходят самые интересные события: утренники, праздники, вечера досугов, кукольные представления. В музыкальном зале имеются: фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, DVD-проигрыватель, магнитофон, детские музыкальные инструменты (металлофоны, маракасы, трещотки, бубны, погремушки, деревянные ложки, барабаны), музыкально-дидактические игры и пособия, мультимедийный проектор с переносным экраном. Для театрализованной деятельности имеются: костюмерная, разные виды театров, шапочки, маски, куклы для театрализованной деятельности, ширма для кукольного театра, декорации и реквизиты, костюмы для взрослых и детей. Комната русского быта. В ДОУ оформлена комната русского быта, которая оборудована столом, лавками, макетом русской печи, прялками, люлькой, самоткаными ковриками, предметами русского быта, образцами народных костюмов разных губерний, предметами декоративно - прикладного искусства, музыкальными народными инструментами.